115.41 Kb.Название Дата24.03.2012Размер115.41 Kb.Тип Содержание Смотрите также: Роздл 3 Економка пдпримства та органзаця виробництва Роздл 3Економка пдпримства та органзаця виробництваУДК 658.8С.Н. Ильяшенко1Управление товарным ассортиментом промышленного предприятияИзложены методические подходы к управлению товарным ассортиментом промышленного предприятия. Разработаны экономико-математические модели и алгоритм оптимизации товарного ассортимента с учетом имеющихся внешних и внутренних ограничений.На современном этапе развития экономики ускорение темпов развития НТП, повышение стандартов качества жизни, трансферт финансов и технологий приводят к частым изменениям вкусов и предпочтений потребителей (как товаров широкого спроса, так и товаров промышленного использования), что, в свою очередь, сопровождается изменениями требований к характеристикам товаров, индивидуализацией этих требований (а это уменьшает серийность производства), сокращением жизненного цикла товаров. В этих условиях успех рыночной деятельности предприятия в значительной мере зависит от эффективности товарной политики, своевременной модификации товарной номенклатуры и ассортиментных групп применительно к изменениям ситуации на рынке. Это требует наличия четких критериев и методик обоснования соответствующих управленческих решений. Данной тематике посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов, в частности, В. Кардаша, Р. Купера, Г. Шмалена, М. Шеррингтона и др., в которых исследованы многие вопросы управления товарной номенклатурой предприятий. Ими разработан ряд рекомендаций по формированию эффективной товарной политики, однако практически все они носят достаточно общий характер и не учитывают специфику товара, предприятия и рынка, а это не позволяет оперативно приводить в соответствие к требованиям рынка товарный ассортимент предприятия, адекватно реагировать на запросы потребителей и вызовы конкурентов. Решение данной проблемы позволит расширить адаптационные возможности предприятий, создаст условия более полного использования их потенциала и повышения конкурентоспособности. Таким образом, целью данной статьи является разработка методических подходов к управлению товарной номенклатурой и товарным ассортиментом промышленных предприятий, которые бы учитывали существующие внешние (рыночные) и внутренние возможности конкретных предприятий. Анализ публикаций, посвященных управлению товарным ассортиментом, показывает [1-8], что однозначные рекомендации относительно того, каким должен быть товарный ассортимент и товарная номенклатура, дать тяжело, однако можно отметить следующее. Широкий и глубокий ассортимент продукции, которая ориентирована на запросы разных групп потребителей, увеличивает адаптационные возможности предприятия к изменениям ситуации на рынке и уменьшает риск не реализацию продукции, однако в этой ситуации значительно усложняется организация производства и сбыта, а также система управления предприятием. При этом более простым и менее рискованным для товаропроизводителя есть увеличение глубины ассортимента, нежели его расширение, что связано с разработкой новых товарных линий. Углубление ассортимента обеспечивает большую степень учета специфики запросов разных групп потребителей. На этом базируется стратегия дифференциация как одна из двух основных конкурентных стратегий. Другой является стратегия лидерства по затратам, которая предусматривает производство стандартизированных дешевых товаров. Расширение ассортимента увеличивает стойкость предприятия на рынке, в особенности, если товарные линии резко различаются по области использования и целевым группам потребителей. В этом случае при падении интереса потребителей к одним товарным линиям (например, при изменении потребительских запросов) предприятие может выживать и развиваться за счет других, выводя из ассортимента (модернизируя) виды продукции, которые не пользуются спросом потребителей, и вводя новые (модернизируя составляющие комплекса маркетинга). При этом ревизия товарной номенклатуры и товарной политики должна осуществляться постоянно и приводиться в соответствии с новыми рыночными возможностями. Следует отметить, что решения о модификации товарной номенклатуры и товарного ассортимента относятся к стратегическим. Система стратегического управления предприятием и место в ней управления товарным ассортиментом показаны автором на рис. 1. Как следует из рис. 1, в процессе управления используются хорошо известные методологические подходы и методические инструменты [9]: ^ SWOT анализ. Базируется на сопоставлении рыночных возможностей и угроз (факторов внешней среды, которые оказывают содействие развитию либо препятствуют ему) с сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия (внутренняя среда). В результате выделяют те виды деятельности и товары, для внедрения которых есть как внешние, так и внутренние возможности. ^ GAP анализ. Предоставляет возможность на основе исследования фактических и потенциальных потоков прибыли от производства и реализации разных видов продукции выделить бреши рынка (gар по английски), которые можно заполнить новой продукцией. ^ Стратегическая модель Портера. Разрешает обнаружить и оценить конкурентные преимущества конкретных предприятий или видов деятельности (товаров) в зависимости от доли рынка, которую они занимают, и уровня их рентабельности. На основе этого осуществляется выбор стратегий развития: ценовое лидерство (достижение наиболее низких затрат и соответственно наиболее низких цен на рынке); дифференциация (товары должны отличаться от товаров конкурентов и быть ориентированными на конкретные группы потребителей); концентрация усилий на одном или несколько выборочных сегментах рынка (логическое объединение первых двух стратегий). ^ Рисунок 1 Структурно-логическая схема стратегического управления и управления товарной политикой на предприятии Матрица Бостонской консультативной группы. С ее помощью, сопоставляя известные или прогнозируемые доли рынка и темпы их роста (для каждого из видов продукции предприятия), оценивают эффективность производства
Роздл 3 Економка пдпримства та органзаця виробництва
Роздл 3 Економка пдпримства та органзаця виробництва
Комментариев нет:
Отправить комментарий